Четверг, 28.03.2024, 18:47
Главная
Регистрация
Вход
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Полезная информация [19]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Друзей: 0
-Гости
авиа поезда электрички

Главная » Статьи » Полезное » Полезная информация

Всё о Звуке на ПК

Структура аудиотракта ПК

По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что

обойдётся значительно дешевле.

В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.

Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).

Звуковые карты

Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.

Основные «тематические» направления, по которым подразделяются аудиокарты, – «для компьютерных игр», «для работы со звуком» (они же для прослушивания музыки) и «универсальные». Рассматривать последние особого смысла нет, так как принципиально разные требования в подавляющем большинстве случаев не позволяют в должной мере реализовать и игровые, и, так сказать, музыкальные способности в рамках одного устройства. Ведь для корректной реализации объёмного звука в играх требуется производительный DSP (сигнальный процессор), выполняющий сложную обработку звука. Часто сигнал проходит довольно длинный путь, прежде чем добраться до цифро-аналоговых конвертеров, которые в «игровых» картах обычно являются второстепенным звеном: «мощный» процессор, поддержка многоканального звука, обильные коммутационные возможности и множество программных фишек привлекательнее для рядового покупателя, чем какой-то непонятный ЦАП. Тем не менее существуют ли универсальные карты, которые не только полностью удовлетворяют потребности геймера, но и могут служить достойной платформой для построения музыкальной системы? Да. Как нетрудно догадаться, речь идёт о семействе X-Fi компании Creative. На сегодняшний день это самые прогрессивные звуковые карты – как по наворотам и вычислительной мощности, так и по качеству звука. Разумеется, среди «домашних» моделей. Нельзя сказать, что X-Fi – панацея, но более интересных с точки зрения универсальности предложений на рынке пока нет. 

Но за удовольствие приходится платить: базовая модель с поддержкой восьмиканального звука (актуально для игр и домашнего кинотеатра) стоит примерно полторы сотни долларов, а варианты с блоком для отсека 5,25”, на котором расположены входы/выходы, а также усилитель для наушников, стоят более $200. Наконец, флагманская модель X-Fi Elite Pro, сочетающая «игровые» возможности и высококлассные ЦАП, оснащённая к тому же удобным внешним блоком, стоит более $300.

Если же речь идёт о качественном воспроизведении звука (например, когда компьютер используется как источник в стационарной аудиосистеме), то имеет смысл обратить внимание на карты класса professional. В отличие от мультимедийных, «игровых», эти модели устроены гораздо проще: как правило, в них нет мощных DSP для формирования эффектов, нет поддержки многоканальности, необходимой геймерам и любителям домашнего кинотеатра. И вообще – минимум «лишнего». Акцент делается исключительно на качество аудиотракта в режиме стерео. Это подразумевает не только применение более высококлассных ЦАП, но и более эффективную фильтрацию питающего напряжения для предотвращения проникновения помех, а также более корректную обработку аудиопотоков для максимальной точности их вывода. Также в «профессиональных» картах обычно присутствует возможность вывода и ввода сигнала по балансной схеме, существенно уменьшающей наводки при использовании кабелей большой длины и/или в местах с большим количеством различного оборудования. Карты названы «профессиональными» потому, что изначально область их применения – домашняя студия: звукозапись, работа с виртуальными инструментами/синтезаторами, секвенсорами и так далее. Так что ещё одно отличие «профессиональных» карт от мультимедийных – поддержка стандартов ASIO2, GSIF и прочих, которая обеспечивает минимальные задержки при обработке сигнала, что особенно важно в домашней студии. С точки зрения прослушивания музыки этот параметр значения не имеет.

Ценовой диапазон специализированных карт для работы со звуком (они же – для прослушивания музыки) – от 150 до нескольких тысяч долларов. Совсем уж дорогие модели, как правило, обладают особым функциональным оснащением, поэтому «для дома» не слишком привлекательны: зачем переплачивать? Наиболее рациональным по соотношению цены и качества звука является класс устройств стоимостью от $150 до 400. Тут правят бал две компании: E-Mu (подразделение Creative) и ESI, бывшая EgoSys. Первая смогла завоевать популярность благодаря серии карт, из которых наибольшего внимания заслуживают модели 1616M и 1212M.

E-Mu 1616M PCI представляет собой внутреннюю PCI-карту и внешний коммутационный блок, содержащий также микрофонный предусилитель и актуальный для меломанов усилитель для наушников, причём вполне приличного качества. Модель превосходно звучит, поэтому её вполне уместно сравнивать с блочными (Hi-Fi) источниками звука категории «более $1000».

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.


Вторая интересная карта ESI – Maya44. Она сделана «по мотивам» Juli@ и очень похожа на неё внешне. В Maya44 нет трансформируемой конструкции, используются немного более простые конвертеры. Зато тут имеется встроенный усилитель для наушников. Пусть подключать наушники будет не слишком удобно, пусть регулировка уровня – только программная, зато микшерный пульт докупать вовсе не обязательно. А сама карта стоит в районе $100. Очень удачный бюджетный, но отнюдь не плохо звучащий вариант.








Озвучиваем ноутбук

Не редко случается так, что единственный компьютер в доме – ноутбук, при этом его владелец хочет получить максимально качественное звучание музыкальной коллекции, которая хранится на жёстком диске аппарата. Многие также хотели бы, работая в офисе, наслаждаться любимой музыкой в наушниках, получив при этом качество звука на уровне стационарной аппаратуры или «профессиональных» звуковых карт для стационарных компьютеров. Выход простой – покупка внешней звуковой карты. Большинство из них подключаются к ноутбуку через USB, хотя немало также моделей с FW-интерфейсом и PCMCIA. Достойных моделей немало. На этом рынке успешно работают такие производители, как E-Mu, Terratec, M-Audio, Echo, Audiotrak и другие. Подавляющее большинство моделей оснащены не только всеми необходимыми входами/выходами, но и усилителем для наушников. Цена вопроса – от $150 до 400 (более дорогие карты не имеет смысла приобретать, так как увеличение стоимости связано в основном с расширением количества входов, нужных для работы в домашней студии). Хитом последних месяцев можно назвать карту 0404USB производства всё той же E-Mu. Конечно, она не во всём идеальна (самое главное неудобство – невозможность запитываться от шины USB, карта работает только с адаптером питания от сети 220 В), однако по качеству звука она «делает» многих конкурентов в своей категории. Хотя, разумеется, свет клином на 0404USB не сошёлся – достойных вариантов немало.


Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе









Микшерный пульт

Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?

Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.

Часто задаваемые вопросы

Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?

Если речь идёт о хороших* кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.

* Для коммутации стоит применять качественные «инструментальные» или «микрофонные» кабели известных брендов. Цена таких проводников - $1-2 за метр. В профессиональной среде такая цена провода считается нормальной, в отличие от аудиофильской среды, где кабель дешевле $300 считается «проводом для настольной лампы». Подробнее – в следующей статье.

Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?

Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.

Говорят, внутри ПК много электромагнитных помех и внешняя карта будет звучать лучше вне этого сгустка наводок. Правда ли это?

Так могут рассуждать люди, совершенно не владеющие информацией. Качественные внутренние звуковые карты безо всякой дополнительной экранировки могут выдавать феноменально малые искажения (десятитысячные доли процента) и шумов. Множество записей сделано именно при помощи внутренних карт. Причём это относится даже к серьёзным студиям. Что реально может подпортить звук – так это плохая экранировка цепей питания карты (обычно встречается у недорогих мультимедийных моделей), некорректная разводка дорожек на материнской плате или «грязный» ток от некачественного блока питания. Такие помехи могут проявляться не явно (вроде бы меньше ясности на высоких частотах, чем должно быть) или явно (в колонках или наушниках слышны потрескивания при движении мышки или во время перемещения головок жёсткого диска). Решить проблему обычно удаётся путём перестановки карты в другой слот, заменой блока питания или материнской платы. Проверить систему на наличие паразитных наводок можно, например, программой RMAA, которая выдаст на графике нехарактерные для карты помехи. Также желательно обеспечить для «музыкального» компьютера корректное заземление и «посадить» его на отдельную фазу в электрощите. Но будьте осторожны! Соблюдайте меры предосторожности и не проводите никаких работ, если не имеете соответствующей квалификации.


Акустика.

Для начала немного терминологии. Само понятие «акустическая система» подразумевает некое устройство для преобразования электрической энергии в акустическую. Выполняться такое преобразование может при помощи различных типов излучателей – динамических*, электростатических**, NXT*** и так далее. Наиболее распространённым является первый тип преобразования – из-за относительно невысокой цены конструкции и возможности её эксплуатации без дополнительных хлопот, «не сдувая каждую пылинку». Электростатические излучатели применяются в основном в акустических системах класса High-End, поэтому речь сегодня о них идти не будет, а NXT в основной своей массе обладают очень посредственным звучанием и привлекают лишь малой толщиной корпуса и возможностью замаскировать такую колонку в интерьере.

* Динамические громкоговорители – привычные всем колонки с динамиками. Излучение звука происходит за счёт возбуждения звуковой катушки в магнитном поле при помощи подаваемого на катушку сигнала достаточно большой амплитуды и силы тока (от усилителя). Вибрация от катушки передаётся на диффузор – конусообразный или плоский, края которого закреплены на гибком подвесе для придания колебаниям максимальной свободы и точной центровки диафрагмы (диффузора).

** Электростатические громкоговорители устроены иначе. Между двумя пластинами, в сильнейшем электростатическом поле расположена металлизированная мембрана большой площади, под действием тока она совершает колебания «всем телом».

*** NXT, по сути, те же динамики, только соотношение мощности магнитной системы и площади диффузора здесь иное: звуковая катушка небольшая, а диффузор – плоская лёгкая мембрана – может быть очень крупным. За счёт этого и удаётся обеспечить малую глубину всей конструкции. Иногда диффузор раскрашивают и оформляют в рамку – получается «звучащая картина». Однако из-за слишком большой площади и малой жёсткости диффузора NXT могут воспроизводить лишь средние частоты и отчасти высокие. Именно поэтому NXT используют лишь как дополнительные излучатели в полноценных системах либо как средство фонового озвучивания помещения, где не предъявляются большие требования к качеству.

Динамические акустические системы (далее просто АС или колонки) бывают пассивными или активными. Во втором случае усилитель мощности располагается внутри корпуса АС. Как правило, активные колонки оснащаются заранее подобранным по характеристикам усилителем, имеют минимальную длину кабеля от усилителя до громкоговорителей, а также избавляют пользователя от покупки «колоночных» кабелей. Однако всё это относится в основном к более-менее качественным студийным активным АС (аудиомониторам) и высококлассным Hi-Fi-моделям. В доступной по цене мультимедийной акустике особым подбором усилителей и динамиков никто не занимается, а активными колонки делают исключительно для удобства пользователей – чтобы можно было подключить такие АС напрямую к выходу звуковой карты. Пассивные АС менее удобны в коммутации, предполагают необходимость самостоятельного подбора усилителя. Однако такой подбор позволяет более гибко влиять на качество звучания системы.

Выбор акустических систем

Перед тем как вы вознамеритесь выбирать колонки, задайте себе вопрос: «Что я хочу получить в итоге?» Ответ на этот вопрос будет напрямую определять тип, класс и стоимость.

Стереосистемы

Для фонового прослушивания музыки сгодятся и недорогие АС – выбор огромен, цены – в районе $20-40. Желание получить приемлемое, «почти Hi-Fi», качество звучания музыки в стерео подразумевает приобретение полноразмерных акустических систем 2.0, средняя стоимость которых варьируется от $50 до 100. В качестве примера приведём несколько заслуживающих внимания моделей.


Безусловно, в классе мультимедиа есть и другие интересные модели, но тут уж без обид – описать их все мы не имеем физической возможности. Предвосхищая возможный вопрос об отсутствии в статье упоминания о трифониках (системах 2.1), поясним: такие модели в основной своей массе создаются не для целенаправленного прослушивания музыки, а лишь для озвучивания компьютера «вообще». Когда много денег тратить не хочется, но в то же время есть желание заполучить мощный бас и по минимуму занять пространство на столе, трифоник станет достойным выбором, только про сбалансированное звучание в этом случае можно забыть. А вот для игр и кино такой сгодится. Напомним ещё раз: речь о системах класса мультимедиа. Составленные из профессионального или высококлассного бытового оборудования комплекты 2.1 – совсем другой разговор, но и цены в таком случае будут как минимум на порядок выше, чем цены среднестатистических трифоников-«чебурашек» с небольшими сателлитами и сабвуфером размером с обувную коробку.

Желание получить более качественный звук, нежели тот, что предоставляют мультимедиасистемы, подводит к дилемме. Один путь – покупка акустических систем класса Hi-Fi с отдельным усилителем. И подразумевается вовсе не дешёвая китайская продукция, которую гордо называют Hi-Fi и продают по $150 за пару колонок, а модели известных брендов, коих множество. Комплект из пары колонок и приличного усилителя обойдётся примерно в $500 и выше. Приводить примеры не имеет смысла, поскольку достойных вариантов – великое множество, в отличие от мультимедиа, где для того, чтобы подсчитать интересно звучащие модели, хватит пальцев двух рук.

Рис. несколько моделей активных мониторов ценовой категории «до $1000». Слева направо: KRK RP6, Yamaha HS80M, Event TR-8, E-Mu PM5

Второй путь – покупка профессиональных мониторов ближнего поля. По своей сути это тоже активные колонки 2.0, однако качество усилителей, динамиков и конструкции в целом находится на совершенно ином уровне, нежели у систем мультимедиа. Мониторами же их называют потому, что изначально они предназначены для мониторинга звука, поскольку обладают нейтральным и точным звучанием и помогают звукорежиссёру выявить все огрехи записи. Но это в теории. На практике же настоящими мониторами можно назвать модели ценой более $1000, а то и $2000 за пару. Недорогие мониторы таковыми могут называться лишь отчасти: невысокая по меркам профессионального аудиооборудования стоимость вынуждает разработчиков идти на компромиссы, и многие из мониторных АС начального уровня по качеству звука не лучше «топовых» мультимедиамоделей. Но даже если мониторы качественные, то и тут следует помнить, что далеко не всегда «честное» звучание годится для прослушивания музыки: на поверхность выходят все недостатки записи. Так что непременно послушайте выбранные заочно мониторы лично, в акустически обработанной комнате и с использованием знакомых вам записей. Только вдумчивое и относительно продолжительное прослушивание даст представление о том, насколько колонки подходят лично вам. Это правило относится к любой другой акустике – как стерео, так и многоканальной.

Чтобы получить качество звука, которое реально превосходит таковое у систем класса мультимедиа, имеет смысл рассматривать активные мониторы ближнего поля (условно «настольные» модели) ценой от $450, а лучше – от $600 за пару. Из заслуживающих внимания моделей ценой до $1000 отметим следующие: Roland DS7, E-Mu PM5, Yamaha HS80M, Event TR-8, KRK RP6 и RP8.

Если система оснащена декодером, то для подачи стерео многоканального сигнала от компьютера до комплекта колонок достаточно одного цифрового (оптического или коаксиального) кабеля. Если же встроенного декодера комплект колонок не имеет, то к звуковой карте ПК он будет подключаться несколькими кабелями, передающими в аналоговом виде сигнал фронтальных, тыловых и центрального каналов, а также сабвуфера. Стоит заметить, что модели без декодера удобнее и дешевле. Всё равно большинство современных «игровых» карт поддерживают многоканальный звук, а настроек у ПК по определению больше, чем у аппаратного декодера недорогих колонок, да и качество ЦАП в звуковой карте почти гарантированно окажется выше.

Выбирая мультимедийный многоканальный комплект, стоит помнить, что система даже с достаточно крупными колонками будет воспроизводить музыку в режиме стерео практически всегда ХУЖЕ, чем хорошие колонки 2.0 ценового диапазона $70-100. Безусловно, многоканальный комплект будет обладать более мощным басом за счёт наличия отдельного сабвуфера, однако по таким параметрам, как детализация, естественность тембров, стереоколонки предпочтительнее. Так что если вы хотите получить качественный многоканальный звук, одновременно с этим обеспечив хорошее воспроизведение музыки в режиме стерео, то мультимедийная акустика едва ли справится. Придётся поднять ценовую планку, обратив внимание на составные системы из отдельных профессиональных колонок-мониторов либо на акустические системы и ресиверы класса Hi-Fi. В обоих случаях цена комплекта 5.1 с сабвуфером превысит $1000, однако и качество звука поднимется на недосягаемую для мультимедиасистем высоту. 


Коммутация

Выбор варианта подключения и кабеля

Многие пользователи активных акустических систем задаются вопросом: стоит ли менять кабели на колонках для улучшения звука? Отвечаем: если АС относятся к классу мультимедиа, то штатного «шнурка» вполне достаточно. Для улучшения качества звука лучше оптимизировать установку колонок на столе (об этом ниже), позаботиться об акустике помещения и качественной звуковой карте. Всё это способно оказать на звук огромное влияние. В отличие от кабеля.

Владельцы высококлассных активных АС (студийных мониторов) также часто интересуются, какой кабель приобрести. Вопрос этот уже не праздный, потому что в комплекте с мониторами обычно никаких проводов, кроме сетевых, не прилагается. Поэтому есть два пути: идти в магазин бытовой аппаратуры Hi-Fi за красивыми толстыми и очень дорогими кабелями либо в магазин профессиональной аудиотехники. Мы советуем второе. И дело даже не в том, что в случае «профессиональных» кабелей покупатель не переплачивает за понты (имидж производителя, упаковку, рекламу, дизайн, позолоту разъёмов, сладкие речи консультантов). Просто оборудование класса professional изначально рассчитано на работу с недорогой проводкой, которая совершенно не ухудшает её характеристик, если, разумеется, эта проводка сделана по правилам и из соответствующих материалов. Для коммутации аудиооборудования и звуковой карты (или микшерного пульта) с колонками могут быть использованы «профессиональные» кабели двух типов: «инструментальные» и «микрофонные». В первом случае конструкция провода коаксиальная: сигнальная жила в экране. Во втором – две жилы, переплетённые косичкой, в общем экране. 




Кабели первого типа применяются для небалансного подключения при помощи коннекторов RCA («тюльпаны») или моно-jack. Кабели второго типа используются для балансного подключения. Они же служат для передачи низкоамплитудного сигнала от микрофонов до предусилителей, ими же выполняется коммутация всего аудиооборудования в студиях звукозаписи. Средняя цена метра хорошего «инструментального» или «микрофонного» кабеля составляет $1-2, разъёмы продают в среднем по $2-6 за штуку, в зависимости от их типа и качества. И если «профессиональный» кабель спаян правильно, то по своим характеристикам он будет превосходить хай-файный, несмотря на существенно меньшую стоимость. Из известных компаний – производителей кабелей и разъёмов для студийной коммутации можно вспомнить японскую Canare, немецкую Cordial и итальянскую Proel.

Балансное или небалансное подключение?

Если речь идёт о коммутации звуковой карты и колонок, то тип подключения – с точки зрения влияния на качество звука – значения не имеет. Тем более в мультимедиасистемах возможно только небалансное подключение. Пользователям же студийных мониторов, в которых предусмотрены оба варианта, советуем не заморачиваться на типе коммутации. При длине кабеля 1-2 метра разницу между «балансом» и «небалансом» вы, скорее всего, не заметите. Но если у вас много различного оборудования в помещении, если длина кабелей предполагается более значительная, чем 2 метра, то балансное подключение предпочтительнее, поскольку практически не восприимчиво к внешним электромагнитным помехам. Как это происходит: в выходном каскаде аппарата (звуковой карты, микшерного пульта и так далее) сигнал разделяется на две «копии», только одна из них остается как есть (в фазе), другая инвертируется в противофазе. Обе «копии» синхронно передаются по «микрофонному» кабелю: одна «копия» в каждой сигнальной жиле. После попадания в другой аппарат (мониторы, например) одна из «копий» сигнала снова инвертируется и сигнал суммируется. Поскольку после смены фазы одной из «копий» и суммирования попавшие одновременно на оба сигнальных кабеля наводки получаются в противофазе, они взаимовычитаются, то есть самоустраняются. Благодаря таким свойствам балансного подключения его крайне желательно использовать в тракте записи (сигнал от микшерного пульта до звуковой карты, от микрофона до микшера) – это сведёт к минимуму помехи и шумы. В воспроизводящем же тракте применение «баланса» необязательно.

Расстановка акустических систем

Акустика 2.0 (стереоколонки)

Наиболее вероятным местом для такой акустики является рабочий стол. Никаких премудростей в такой установке нет – лишь бы голова слушателя образовывала с АС равносторонний треугольник, а динамики были на уровне ушей (или ориентированы на них). Тем не менее при настольном размещении у многих владельцев ПК звучание хороших, как им казалось, колонок вызывает недоумение. А именно – появляется неприятный акцент в области мидбаса (~160 Гц), выражающийся в неприятном гудящем «подпевании». Это так называемый эффект стола: звуковые волны взаимодействуют со столешницей. Вылечить звук можно легко: поставьте колонки на небольшие (~15 см) массивные подставочки. В принципе, подойдут даже стопки больших тяжёлых книг одинаковой величины. От тыловой стены желательно обеспечить расстояние минимум 15-20 см. И совсем хорошо, если стол с колонками не будет находиться в углу, где особо «свирепствуют» стоячие волны. Если ваши колонки – контрольные мониторы, то их лучше не располагать на столе, а устанавливать на метровых стойках за столом (или за синтезатором – у кого как), за самими мониторами имеет смысл соорудить звукопоглощающую панель-сэндвич. Вообще, в домашней студии акустика помещения чрезвычайно важна не только для качественной записи живых инструментов и голоса, но и для правильного понимания того звукового материала, обработкой и сведением которого занимаешься. Поэтому акустическая подготовка комнаты просто необходима.

Акустика 2.1 (трифоник)

Для крупных сателлитов действуют те же правила, что для мультимедийных колонок 2.0. Крошечные же пластиковые колоночки ставьте, как вам вздумается, – на качественное звучание такие системы не рассчитаны априори, поэтому правильная или неправильная установка ничего принципиально не изменит. Сабвуфер желательно ставить недалеко от сателлитов. Обычно – под стол или на стол. Чистого и ровного баса иногда удаётся добиться, если разместить сабвуфер над столом, на прочной полке. В любом случае, стоит поэкспериментировать, поскольку в разных помещениях будут различные результаты.

Акустика многоканальная

На схеме ниже приведена идеальная расстановка АС вокруг слушателя. Центральная и фронтальные колонки должны быть, по идее, на одном горизонтальном уровне, который, в свою очередь, должен находиться на высоте головы слушателя. Тыловые колонки следует располагать чуть выше головы. Их можно повесить на противоположную стену (если позволяет геометрия комнаты) или установить на подставках. Сабвуфер размещается по принципу, описанному в предыдущем фрагменте про акустику 2.1. Если озвучивать предполагается одно рабочее место, то в многоканальной системе можно запросто обойтись без центрального спикера, выставив в настройках режим 4.1. Причина: обычно редко кому удаётся правильно установить «центр». Под монитор – слишком низко, плюс будет сильный «эффект стола». На монитор – высоковато. А вреда от неправильно установленной АС центрального канала будет больше, чем от её отсутствия вообще.

схема правильной расстановки колонок конфигурации 5.1 (сабвуфер не изображён, так как выбор места его установки производится на слух)


Компоновка аудиосистемы компьютера для разных сфер применения

Более подробно о выборе звуковой карты и колонок читайте в первой и второй частях материала соответственно.

Прослушивание музыки, работа со звуком

Активные колонки/мониторы (или пассивные колонки с внешним усилителем) можно подключить напрямую к выходу звуковой карты. Но делать это следует только в том случае, если на самих колонках есть удобный регулятор уровня громкости. Он значительно удобнее. Если регулятора нет, можно купить недорогой микшерный пульт.


На нём будет не только удобная регулировка уровня, но и темброблок и хороший выход на наушники (хотя он также может быть ещё и в звуковых картах с отдельным коммутационным блоком, монтируемым в отсек 5,25” системного блока).

Для прослушивания музыки в любом случае предпочтительнее колонки 2.0 класса мультимедиа или профессиональные мониторы.

Для игр и кино

Многоканальная звуковая карта, к которой «по аналогу» подключён комплект активных колонок или «по цифре» AV-ресивер с набором пассивных АС. Если нужен выход на наушники, приобретайте звуковую карту с отдельным коммутационным блоком, монтируемым в отсек 5,25” системного блока.

Маленькая хитрость, которую посоветуем тем, кто не может позволить себе AV-ресивер с колонками Hi-Fi, но в то же время не считает звучание многоканальных мультимедийных комплектов достаточно качественным, – у людей с хорошим музыкальным слухом на это есть все основания. Удачным компромиссом представляется покупка 2-3 пар хороших полноразмерных мультимедиаколонок 2.0 (на фронт покрупнее, на тыл покомпактнее, но все из одного модельного ряда одного производителя) и сабвуфера (например, Jet Balance JB-160 или JB-180). Все колонки подключаются напрямую к звуковой карте. С точки зрения звука покупатель выиграет (в сравнении с готовым мультимедиакомплектом акустики 5.1) при почти одинаковых затратах: $250-300. Но нельзя не упомянуть и о недостатках такого решения. Во-первых, будет только программная регулировка громкости, что не очень удобно и в некоторых случаях по звуку может уступать аппаратной «крутилке». Во-вторых, каждую пару колонок и сабвуфер придётся запитывать от электросети отдельно.

Хранение музыки

Руководствуйтесь правилом: чем качественнее запись, тем лучше звук. Будь колонки хоть трижды замечательными, при воспроизведении МР3 с низким (менее 256 кбит/с) битрейтом должного качества звука не ждите. Да, иная попса неплохо звучит и при 192 кбит/с, но такое бывает не так уж часто. Поэтому если уж вы выбрали формат хранения МР3, кодируйте свои CD с максимальным битрейтом (320 кбит/с). В идеале – вообще оставлять музыку на оригинальных CD, хоть это не слишком удобно. Тем же, кто желает покомпактнее разместить свою фонотеку на жёстком диске, сохранив «CD-качество», рекомендуем обратить внимание на lossless-кодировщики. Например – Monkey Audio. Кодированные таким образом файлы «весят» примерно вдвое меньше, чем WAV 16 бит/44,1 кГц (CD Audio), не теряя в качестве звука. Для воспроизведения подобных файлов достаточно установить соответствующий plug-in в WinAmp или любой другой популярный плеер. Найти всё это в Интернете не составляет труда.


Категория: Полезная информация | Добавил: Makar (25.01.2010)
Просмотров: 17048 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск
Друзья сайта
  • Пельмешки без спешки
  • Книги и Журналы
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода

    | Copyright MyCorp © 2024 | |